Низкий уровень предельных затрат на обслуживание (поскольку при тарификации сырой (неочищенной) воды никогда, или почти никогда, не учитываются внешние экологические факторы) означает, что учет потребления и другие механизмы, направленные на повышение эффективности, могут не иметь коммерческого смысла для проектной компании в отсутствие надлежащих систем материального стимулирования, излагаемых в контракте.
Существующие теории управления потребностями сектора водоснабжения выделяют три основные модели сотрудничества между государством и частным сектором. [1] Первой моделью является акционирование государственной компании водоснабжения с целью создания частной компании, собственником которой является государство. Эта доходоприносящая акционерная компания открытого типа с ограниченной ответственностью создает собой своеобразный буфер между коммерческой компанией водоснабжений и акционерными государственными предприятиями, деятельность которых чаще оказывается политизированной. Такая модель больше известна как «голландская».
Второй моделью является делегирование руководящих функций в частные руки, что, в большинстве случаев, известно как «французская» модель. В этой модели частный сектор оказывает услуги предприятию коммунального водоснабжения. Делегированные функции управления могут представлять собой сочетание любого количества различных структур с более или менее широким участием частного сектора. Они могут включать в себя концессионные соглашения, соглашения о СЭП, контракты о предоставлении услуг и договоры об управлении. Третья модель заключается в полномасштабном выведении предприятий из государственного сектора, также известном как «британская» модель. Большинство людей называют это «приватизацией». В этом случае, компания водоснабжения полностью переходит в частную собственность как действующее предприятие, со всем имуществом и землей. Коммунальные предприятия сами становятся частными акционерными обществами, акции которых имеются в наличии для продажи.
Стоит отметить, что возможно применение смешанных подходов, объединенных таким образом, чтобы максимально соответствовать потребностям сектора. Например, в приватизации могут участвовать мелкие предприятия, которые могут оказаться наиболее подходящими поставщиками услуг для определенных категорий населения. Они обладают той гибкостью, которой могут быть лишены крупные предприятия. Однако, вне зависимости от того, какой подход к частно-государственному сотрудничеству выбран, деятельность по предоставлению услуг необходимо регулировать для обеспечения надлежащего качества и справедливой тарификации оказываемых услуг. Для обеспечения такого регулирования может потребоваться внедрение некоторых принципов конкуренции, с тем, чтобы можно было создать правильные стимулы.
[1] Эрик Гутиэрез, «Рамочный документ исследования теоретических вопросов участия частного сектора в сфере водоснабжения и санитарии», «Water Aid», июль 2001 г.