Проекты ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Проекты ГЧП в водоснабжении и водоотведении

Контракты о сотрудничестве между государственным и частным секторами в сфере водоснабжения и водоотведения заключать гораздо сложнее, нежели в других секторах ЖКХ.
Низкий уровень предельных затрат на обслуживание (поскольку при тарификации сырой (неочищенной) воды никогда, или почти никогда, не учитываются внешние экологические факторы) означает, что учет потребления и другие механизмы, направленные на повышение эффективности, могут не иметь коммерческого смысла для проектной компании в отсутствие надлежащих систем материального стимулирования, излагаемых в контракте.
Существующие теории управления потребностями сектора водоснабжения выделяют три основные модели сотрудничества между государством и частным сектором. [1] Первой моделью является акционирование государственной компании водоснабжения с целью создания частной компании, собственником которой является государство. Эта доходоприносящая акционерная компания открытого типа с ограниченной ответственностью создает собой своеобразный буфер между коммерческой компанией водоснабжений и акционерными государственными предприятиями, деятельность которых чаще оказывается политизированной. Такая модель больше известна как «голландская».
Второй моделью является делегирование руководящих функций в частные руки, что, в большинстве случаев, известно как «французская» модель. В этой модели частный сектор оказывает услуги предприятию коммунального водоснабжения. Делегированные функции управления могут представлять собой сочетание любого количества различных структур с более или менее широким участием частного сектора. Они могут включать в себя концессионные соглашения, соглашения о СЭП, контракты о предоставлении услуг и договоры об управлении. Третья модель заключается в полномасштабном выведении предприятий из государственного сектора, также известном как «британская» модель. Большинство людей называют это «приватизацией». В этом случае, компания водоснабжения полностью переходит в частную собственность как действующее предприятие, со всем имуществом и землей. Коммунальные предприятия сами становятся частными акционерными обществами, акции которых имеются в наличии для продажи.
Стоит отметить, что возможно применение смешанных подходов, объединенных таким образом, чтобы максимально соответствовать потребностям сектора. Например, в приватизации могут участвовать мелкие предприятия, которые могут оказаться наиболее подходящими поставщиками услуг для определенных категорий населения. Они обладают той гибкостью, которой могут быть лишены крупные предприятия. Однако, вне зависимости от того, какой подход к частно-государственному сотрудничеству выбран, деятельность по предоставлению услуг необходимо регулировать для обеспечения надлежащего качества и справедливой тарификации оказываемых услуг. Для обеспечения такого регулирования может потребоваться внедрение некоторых принципов конкуренции, с тем, чтобы можно было создать правильные стимулы.

[1] Эрик Гутиэрез, «Рамочный документ исследования теоретических вопросов участия частного сектора в сфере водоснабжения и санитарии», «Water Aid», июль 2001 г.
  • Строительство и эксплуатация системы/объектов канализационно-очистительных сооружений, канализационных и ирригационных систем.
  • Строительство и реконструкция/ремонт объектов/системы водоснабжения/водораспределения/водоотведения.
  • Строительство канализационно-очистительных сооружений.
  • Строительство и эксплуатация административных зданий государственных учреждений. Озеленение территории населенных пунктов.
  • Оказание услуг по санитарной (ручной и механизированной) очистке территории.
  • Строительство и эксплуатация полигона твердых бытовых отходов, мусоросортировочного центра/зоны/завода.
  • Сервисный контракт по вывозу твердых бытовых отходов.
Государственная поддержка
В секторе водоснабжения часто встречается такая проблема как несоответствие тарифов, которые могут устанавливаться предприятием коммунального водоснабжения, структуре его затрат. Тарифы на воду являются полезным политическим инструментом – как для правительства страны, так и для отдельных групп влияния. В процессе преследования таких политических интересов нередко упускаются из вида потребности самого предприятия и сектора водоснабжения. В том случае, если тарифы поддерживаются на низком уровне, финансовая жизнеспособность предприятий водоснабжения может поддерживаться за счет государственных субсидий (определение которых лишь в некоторых случаях является рациональным или прозрачным, в силу чего предприятию или любому внешнему кредитору или инвестору сложно на них полагаться), либо за счет перекрестных субсидий, обеспечиваемых посредством более высокой тарификации для определенных категорий пользователей. Поэтому финансовая и коммерческая жизнеспособность коммунального предприятия может оказаться недостаточной для обеспечения долгосрочных платежных обязательств, создаваемых в рамках соглашений о приобретении будущих результатов проекта и поставке ресурсов.

Повышение эффективности в секторе водоснабжения

Государственные компании водоснабжения нередко работают крайне неэффективно. Они не приучены к стимулам для повышения эффективности и в целом не желают сокращать свой штат или расхода, поскольку эти меры могут оказаться непопулярными с политической точки зрения. В эффективной частной компании водоснабжения может быть задействовано 3-4 сотрудника на 1000 подключений. Во многих государственных компаниях водоснабжения на 1000 подключений приходится по 25 или более сотрудников. Частный сектор также может внедрять новые технологии, тем самым сокращая общие издержки.

Однако, принимая во внимание потенциально негативную политическую реакцию, сокращение материальных затрат и затрат на рабочую силу может оказаться крайне деликатным вопросом. Массовое сокращение штатов сразу же после внедрения принципов частно-государственного сотрудничества обычно вызывает у общественности недовольство. К таким же результатам может привести аннулирование контрактов с местными поставщиками – особенно в пользу иностранных поставщиков. Политики, одобряющие предложения о создании предприятий на основе частно-государственного сотрудничества, будут крайне чувствительны к подобным вопросам.

Leave your phone and we will contact you!
Or you can call us yourself:
+7 (000) 123 4567